Председатель Комитета по бюджету и налогам Спартак Томаев вынес на пятом заседании второй сессии парламента Южной Осетии проект закона РЮО «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2025 год».
По словам принимавшего участие в работе сессии парламента министра финансов республики Дзамболата Тадтаева, доходная часть госбюджета на 2025 год должна составить 8 870 781 тыс. руб. с учетом объемов финансовой помощи Российской Федерации в размере 7 млрд. 35 млн. руб.
Он добавил, что 5 млрд. 942 млн. рублей - это финансовая помощь на социально-экономическое развитие, и 1 млрд. 93 млн. рублей - это финансовая помощь для реализации инвестиционной программы.
«Прогнозируемый объем собственных доходов государственного бюджета в 2025 году должен составить 1 миллиард 835 миллионов рублей», - сказал министр.
Тадтаев подчеркнул, что в структуре доходов государственного бюджета предусмотрено поступление налоговых доходов в сумме 1 млрд. 607 млн. рублей и неналоговых доходов в сумме 227 млн. рублей.
«Расходная часть госбюджета на 2025 год должен составить 9 миллиардов 314 миллионов рублей, в том числе инвестиционная программа - 1 миллиард 93 миллионов рублей», - сказал он.
Министр отметил, что дефицит государственного бюджета в соответствии с государственными параметрами составит 443 млн. рублей на 2025 год.
Депутат Андрей Багаев поднял вопрос относительно проездных для учителей, работающих в сельских школах, которые едут на работу на общественном транспорте.
«В этом году у них были определенные проблемы с проездными, хотел бы узнать, как решается этот вопрос. Есть такая проблема также у студентов, которые раньше добирались на транспорте бесплатно», - сказал депутат.
Министр финансов отметил, что в текущем году были внесены поправки в бюджет республики на 2024 год для того, чтобы выплатить эти дорожные, и они их получат в декабре.
«Что касается 2025 года, насколько я проинформирован, Министерством труда готовится соответствующий документ, но есть определенная проблема, связанная с отдаленностью районов, которым государство обязано компенсировать такие расходы. Я думаю, что проблем с получением этих финансовых средств не будет в следующем году», - сказал Тадтаев.
Председатель парламентского Комитета по социальной политике и здравоохранению Александр Плиев отметил, что в системе здравоохранения республики сложилась критическая ситуация.
«Мы находимся на данный момент в каком-то непонятном порочном круге, где мы вертимся на одном месте и не можем вылезти из этого. Ни о каком развитии здравоохранения говорить не приходится, мы прекрасно знаем, с какой скоростью в мире развивается здравоохранение. По моим подсчетам мы отстаем от мирового здравоохранения лет на 50, но через год мы будем отставать уже на 100 лет, вот в таком контексте развивается здравоохранение Южной Осетии. На 2025 год ни одной дополнительной копейки на здравоохранение республики не заложено, и о развитии говорить не приходится. На текущие расходы здравоохранения также ничего не заложено. Как мы можем идти вперед и говорить о развитии и качественном здравоохранении, если дело обстоит таким образом. Ни одной копейки не заложено на повышение квалификации врачей, и если в 2022 и в 2023 годах было заложено на эти цели 3,5 млн. рублей, и это копейки, то сейчас вообще ничего не заложено. Никаких финансовых средств не было заложено на техническое развитие системы здравоохранения, и если этого нет, мы работаем на уровне первобытнообщинного строя», - сказал депутат.
Депутат добавил, что если не будет дополнительного финансирования, то ситуация станет еще хуже. Он попросил правительство, чтобы изыскали дополнительное финансирование на систему здравоохранения хотя бы для технического развития.
Первый вице-спикер парламента Зита Бесаева в продолжение темы добавила, что, действительно, вопрос не простой, в парламент обращаются граждане из-за нехватки или выхода из строя той или иной аппаратуры.
«Каждый год к нам обращались с просьбой, чтобы мы определили какую-то сумму на техническое оснащение, обеспечение и эксплуатацию этой техники. Я бы хотела озвучить предложение, если такая возможность будет, перебросить какую-то часть финансовых средств с другой статьи бюджета на техническое обеспечение системы здравоохранения, так как граждане вынуждены идти в платные лаборатории для сдачи анализов, и это неправильно. Я очень надеюсь, что Минфин поднимет этот вопрос на заседании правительства, чтобы в течение будущего года какие-то переброски финансовых средств на эти цели были», - сказала Бесаева.
Министр финансов Дзамболат Тадтаев отметил, что на эту тему были дискуссии и в профильном комитете парламента, и мы все заинтересованы в том, чтобы в республике была медицина на должном уровне.
«Для того, чтобы у всех было понимание, на направление медицины ежегодно из госбюджета выделяется 1 млрд. 300 млн. рублей. И если есть возможность со стороны парламента, то необходимо поднять вопрос эффективности выделяемых финансовых средств, направляемых ежегодно на здравоохранение. Есть определенные проблемы с тем, почему наши граждане обращаются в платные учреждения, чтобы делать анализы, если при всем при этом министерством финансов в полном объеме финансируются расходные материалы для проведения анализов. У меня очень большой вопрос по этому поводу», - сказал Дзамболат Тадтаев.
Депутат Юрий Габараев поднял в очередной раз вопрос финансирования творческих союзов, которым в последнее время не выделяются финансовые средств из госбюджета.
«Эти финансовые средства Союзы писателей, художников и журналистов получали ежегодно из бюджета с советского периода, и они выделяются для тех работников, которые там непосредственно работают, организовывают выставки, и т.д. И теперь у меня вопрос к министру финансов, получат ли эти финансовые средства или нет?», - отметил депутат.
Спикер Алан Маргиев отметил, что ранее этот вопрос уже поднимался на сессии, и тогда он предложил провести заседание профильного комитета, куда бы была приглашена и министр культуры, чтобы выслушать все мнения и урегулировать этот проблемный вопрос.
Председатель парламентского комитета по национальной политике, культуре, религии и СМИ Руслан Хубежты отметил, что в настоящее время ждет все необходимые документы от творческих союзов, и в ближайшее время проведет заседание комитета по этому вопросу.
«Вызовем все заинтересованные стороны и обсудим проблему выделения финансовых средств творческим союзам на комитете», - добавил депутат.
Депутат Малхаз Гаглоев поднял вопрос работников, чья зарплата не достигает минимального размера оплаты труда (МРОТ), и поинтересовался, сколько таких работников по республике и как будет решаться вопрос повышения их зарплаты
Министр финансов Дзамболат Тадтаев сказал, что для категории «прочий персонал» госорганов в этом году была повышена зарплата за счет собственных средств госбюджета.
«Нами будет проводиться определенная работа, но не могу сказать, что им сегодня или завтра повысят зарплаты до 16 или 20 тысяч рублей. Но по мере возможности мы будем стараться делать все, чтобы постепенно зарплату увеличивать. У всех у них зарплата не ниже МРОТ», - сказал он.
Министр труда и социального развития республики Олег Гаглоев отметил, что речь идет о так называемом техническом персонале госорганов, и их 501 с половиной штатная единица по Южной Осетии.
«Все они получают зарплаты не ниже МРОТ, но есть другие работники, которые получают ниже МРОТ, и эту ситуацию необходимо выправлять», - отметил министр.
Депутат Ацамаз Бибилов также отметил, что в законе четко прописано, что в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по республике за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, минимальный размер оплаты труда устанавливается законом в размере, установленном 1 января предыдущего года.
«Есть постановление правительства о прожиточном минимуме в сумме 18 822 рубля для трудоспособного населения, и это постановление на сегодняшний день нарушается. Фактически каждый год в это постановление должны вноситься изменения, чтобы сумма МРОТ увеличивалась, но это не делается», - сказал депутат.
Тадтаев отметил, что действительно заложена такая методика для того, чтобы было основание для внесения поправки в закон, но вместе с этим должны понимать, что внося поправку в закон, мы должны определиться с источниками финансирования.
«Исходя из условий, когда у нас складывается постоянный дефицит, внести поправку мы не можем, и если соответствующая поправка в закон не вносится, действует принятая старая норма. И говорить о том, что мы нарушаем закон, ну немножко, наверное, будет неправильно», - подытожил министр.
После обсуждения, депутаты большинством голосов поддержали принятие закона «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2025 год».