На Комитете по обороне и безопасности обсудили ряд важных вопросов

 

Парламентский комитет по обороне и безопасности рассмотрел проект конституционного закона «О внесении изменений в статью 4 Конституционного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», а также проект конституционного закона «О внесении изменений в статью 4 Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия».

Как было отмечено, изменения вносятся с целью дать право участникам СВО избираться в парламент РЮО.

Председатель комитета Ацамаз Бибилов напомнил, что законопроекты уже обсуждались 11 июля этого года, и тогда было принято решение, что депутаты представят свои замечания и предложения к проектам законов. Но, по его словам, пока в комитет не поступило никаких инициатив и предложений.

Депутат Гарри Мулдаров поинтересовался, каким образом будут определять участников СВО.

«По каким документам будут определять, участвовал человек в СВО или нет? Как будет происходить эта процедура? Потому что такой схемы нет, механизма нет для проведения такой работы», - сказал Мулдаров.

Ацамаз Бибилов ответил, что на предыдущем заседании комитета представители Минобороны сообщили, что у них есть возможность запросить подобную информацию.

Министр обороны республики Марат Павлов, в свою очередь, отметил, что прорабатывается дополнительный механизм, чтобы им эту информацию передавали.

«Нам многочисленные запросы приходят из банка и разных организаций. Мы обобщаем эти запросы и направляем в Минобороны РФ. Но до настоящего времени официальных подтверждений ни по одному участнику к нам не поступило. С начала специальной военной операции в РФ изменилось законодательство и всю официальную информацию по военнослужащим не выдают. Поэтому сейчас мы прорабатываем дополнительный механизм, чтобы нам эту информацию все-таки передавали», - сказал Павлов.

Как подчеркнул депутат Амиран Дьяконов, в законодательстве об избирательных правах граждан прописано, что информацию о наличии или отсутствии ценза оседлости предоставляют органы, осуществляющие контроль над пересечением границ, а контроля над пересечением границ, по его словам, нет.

«Механизма исполнения нормы у нас нет. Касательно того, что пограничные органы РФ имеют право предоставлять информацию пересечения гражданами территории РФ, эта информация относится к личным данным. А обработка личных данных регулируется отдельным законом, и никто не даст информацию о пересечении границ тем или иным гражданином, потому что эта информация касается личной тайны. А информация, полученная  нарушением закона, не имеет юридической силы», - сказал депутат.

Дьяконов добавил, что проблема существует, ее нужно решать, и есть понимание, что участники СВО не должны лишаться своих пассивных избирательных прав.

«Но почему при этом должны лишаться пассивных избирательных прав граждане, которые выехали на лечение по собственному желанию на собственные средства? Это есть прямое нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья», - сказал Дьяконов.

Ацамаз Бибилов, со своей стороны, отметил, что если этот закон не вынести сейчас, то в будущем участники СВО, которые захотят воспользоваться своим избирательным правом, столкнутся с проблемами.

Депутат Роберт Остаев сказал, что есть также люди, которые защищали республику в 1989, 2004, 2008 годах, но впоследствии уехали за пределы республики, почему и им не дать такого же права избираться.

«Их так же, как и участников СВО, ценз коснётся, но им почему-то такого права не дают», - добавил он.

Депутат Дзамболат Медоев поддержал Остаева, заметив, что в таком случае те, кто в сложные для республики годы встали на защиту Родины, тоже должны иметь право избираться.

По данному вопросу высказался и депутат Давид Санакоев.

«Если вы примете этот вопрос в таком виде, то вы разделяете тех, кто уехал воевать в СВО в 2022 году и тех, кто поехал защищать Донбасс в 2014 году. Закон затрагивает только участников СВО, но какая разница, когда наши ребята уехали защищать Донбасс - в 2022 или в 2014 гг. А если вообще обобщенно смотреть, то зачем мы разделяем патриотов страны, ведь кто-то отстаивает интересы страны с оружием в руках, а кто-то своими достижениями в спорте, культуре, науке. Надо все обдумать и сделать так, как будет правильнее, потому что сейчас механизма проработки этого вопроса нет», - подчеркнул Санакоев.

Вопрос участниками комитета был вынесен на рассмотрение заседания Президиума парламента РЮО.

На комитете также обсудили вопрос определения и уточнения списочного состава отряда самообороны, принявшего активное участие в отражении грузинской агрессии с 1989 года по 1992 год.

Как отметил Бибилов, ранее на заседании комитета депутаты рекомендовали возобновить работу комиссии по определению и уточнению списочного состава отряда самообороны.

«Для тех, кто принимал участие в отражении грузинской агрессии в этих годах, эта тема наболевшая, они хотят уже в корне решить этот вопрос», - сказал депутат.

Министр обороны Марат Павлов сказал, что знаком с проблемой, отметив, что они уже собрали списки участников.

«Этот вопрос тянется уже более 30 лет. Работа ранее проводилась министерством обороны. Наш военкомат работал непосредственно с районами, организациями, с командирами и эти списки созданы. Мы их принесли с собой. Но нужно чётко понимать, что где-то даже перебор получился, потому что списочная численность получилась примерно 3800 человек. К этому вопросу нужно подходить комплексно, привлекать не только министерство обороны, но и исполнительную власть. Мое мнение, что в рамках правительства нужно создать рабочую группу, чтобы персонально каждого участника утверждать, потому что законодательством четко определен закон о ветеранах третей статьей в 7 пункте, что это прерогатива президента подтверждать статус ветерана», - подчеркнул Павлов.

Он отметил, что министерство обороны эту инициативу только поддерживает, потому что эти люди проявляли отвагу при отражении агрессии и общество должно ценить каждый их шаг.

Председатель совета ветеранов РЮО Руслан Хубулов считает, что первым делом надо принять закон о статусе участника боевых действий.

«После этого надо создать комитет, который бы определил реальных участников боевых действий. Сегодня на ветеранов абсолютно никаких льгот не распространяется», - заметил он.

Депутат Алан Тадтаев тоже отметил, что в первую очередь необходимо  определить лиц, которые действительно являются участниками боевых действий 1989-1992 годов.

«Если говорить об участниках боевых действий в количестве 3800 человек, то это неверная информация, потому что реальных участников было меньше. Были командиры народных ополченцев в каждом районе, городе и вместе с ними нужно создать комиссию и уже четко определить точное количество людей, защищавших родину», - сказал Тадтаев.

Помощник президента РЮО Владимир Ванеев отметил, что президент заинтересован в разрешении этого вопроса.

«У президента тоже такое мнение, что необходимо создать комиссию для определения этих лиц. Но этот вопрос надо решать кардинально. Ведь им нужна будет также и медицинская помощь, и какие-то другие льготы, все это нужно проработать. Пока надо утвердить статус участников и после этого технически уладить все детали», - сказал Ванеев.

Ацамаз Бибилов отметил, что статус участников боевых действий должна определить исполнительная власть, после этого они направят в парламент законодательный проект и его рассмотрят.

Замглавы МО Вадим Сиукаев сказал, что в свое время было разработано несколько законов о статусе участников боевых действий, в том числе министерством обороны, но ни один из законов развития не получил.

«Речь идет не о том, чтобы разработать закон, речь идет о процедурных вопросах. То, что требовалось от министерства обороны, мы сделали. Из этих списков нейтральная комиссия должна определить реальных участников боевых действий. После этого им выдадут удостоверения, и они будут обладать всеми полагающимися льготами», - сказал Сиукаев.

Марат Павлов предложил парламентскому комитету по обороне и безопасности написать на имя министра обороны обращение, отметив, что они, в свою очередь, сделают доклад президенту.

«Пойдем по пути создания рабочей группы, куда включим представителей организаций, глав районов, Минфин, Парламент, пограничников и выйдем к президенту с таким предложением. Либо вы сами выходите к президенту с таким предложением, а нам уже далее будет поручено проработать вопрос», - сказал Павлов.

Глава комитета Ацамаз Бибилов ответил, что предложение обдумают и продолжат работу над вопросом.