Юг и Север Осетии: к истории межпарламентских связей

 

Республика Южная Осетия прошла путь от автономной области через непризнанную республику к суверенному государству за сравнительно короткий исторический срок,  вместивший в себя много знаковых событий. Некоторые из них носили воистину судьбоносный характер. Следует особо отметить, что решения, принимаемые три с лишним десятка лет, как показали события, были единственно верными и юридически безупречными, несмотря на отсутствие опыта создания государственности.  Не было высококлассных специалистов в области конституционного и международного права в условиях блокады, непрерывных обстрелов и отсутствия устойчивой связи.

Следует особо отметить, что с самого начала формирования нашей государственности главная роль как официального органа отводилась Совету народных депутатов Юго-Осетинской автономной области (нынешний Парламент). Еще 10 ноября 1989 года этот орган принимает решение «О преобразовании Юго-Осетинской автономной области в автономную Советскую социалистическую республику».

А 20 сентября 1990 года состоялась историческая XIV сессия Юго-Осетинского совета народных депутатов о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую республику. Помимо этого в решении еще было два пункта: обращение в Верховный Совет СССР о включении в состав СССР в качестве самостоятельного субъекта федерации и обращение к республикам СССР  с просьбой о заключении с ЮОСДР Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Тогда же была принята Декларация о государственном суверенитете Юго-Осетинской Советской Демократической республики, в которой был прописан суверенитет как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. В документе содержится одиннадцать разделов: Самоопределение народа Южной Осетии, Народовластие, Государственная власть, Гражданство, Территория, Экономическая самостоятельность, Экологическая  безопасность, Культурная развитие, Безопасность, Внешние связи, Герб, флаг, гимн и столица ЮОСДР.

На той же сессии  были приняты еще два важных решения. Первый из них признавал Конституцию СССР и другие законодательные акты СССР как единственно действующие на территории Юго-Осетинской автономной области (формулировка осталась по старой памяти, поскольку документ принимался в ускоренном режиме). Второе содержит просьбу в адрес Генерального штаба вооруженных сил СССР решить вопрос прохождения воинской службы призывников из Южной Осетии в воинских частях, дислоцируемых на территории Юго-Осетинской автономной области и Северо-Осетинской АССР.

28 ноября Совет народных депутатов преобразовал Юго-Осетинскую Советскую Демократическую республику в Юго-Осетинскую Советскую республику.  А 21 декабря 1991 года была принята Декларация о независимости Республики Южная Осетия. Но самым главным правовым документом, принятым Верховным Советом Республики Южная Осетия стал Акт провозглашения независимости РЮО, за который парламентарии единогласно проголосовали 29 мая 1992 года.

Принятие такого солидного массива важнейших документов, содержание которых требовало максимального наполнения и безупречного исполнения предельного  включения всех имеющихся сил и возможностей.  И в этот период всевозможную помощь оказывал депутатский корпус Республики Северная Осетия, даже несмотря на то, что две Осетии оказались теперь разделенными государственной границей. Скажем, в составлении текста Конституции РЮО активное участие принял североосетинский парламентарий, известный специалист в области Конституционного права Станислав Кесаев. А еще со времен Верховного совета СССР депутаты от двух Осетии выступали единым фронтом,  совместно работали над обращениями, предложениями, инициативами.

26 февраля 1993 года была принята «Концепция социально-экономической и культурной интеграции Северо-Осетинский ССР и Республики Южная Осетия». А уже 24 октября 1995 года на основе вышеназванного документа во Владикавказе Председатель Парламента Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Паринов и Председатель Верховного Совета Республики Южная Осетия Людвиг Чибиров подписали Протокол о межпарламентском сотрудничестве. В нем говорится, что стороны будут поддерживать контакты и обмениваться опытом между парламентами обоих республик в области парламентской процедуры практики, законодательной деятельности, поощрять прямые контакты между парламентскими комитетами одного профиля, проводить консультации по мере необходимости, представлять друг другу право выступления на заседаниях Парламента обоих республик при обсуждении  вопросов, представляющих взаимный интерес. Предусматривалось приложить усилия по развитию и углублению сотрудничества между сторонами в торгово-экономической, культурной, гуманитарной областях, а также в направлении поиска решений и мирного урегулирования конфликтов и споров. Принимал во внимание общность многовекового культурного наследия, стороны обязались содействовать развитию обменов и сотрудничества в области искусства, науки, языка и образования, физической культуры, формирование единого информационного пространства.

Но главной составляющей этого документа стало решение об издании постоянно действующего Межпарламентского координационно-консультативного Совета и принятии Положения об этом органе. И уже 25 апреля 1996 года в Цхинвале этот основополагающий документ был принят и подписан. Согласно этому документу Совет строит свою работу путем коллективного обсуждения всех важнейших вопросов, затрагивающих интересы обоих республик.  Предусматривалось, что возглавят и будут руководить работой Совета Председатели Парламентов сторон, а в саму структуру входить члены Совета Парламента РСО-Алания и президиума Парламента РЮО.

Основные цели и задачи Межпарламентского координационно-консультативного Совета были определены следующим образом:

- консультации, обмен опытом в области парламентской работы и законодательной деятельности;

- содействие развитию отношений между РСО-Алания и РЮО в реализации «Концепции социально-экономической и культурной интеграции»;

- регулярные консультации сторон по вопросам политического, экономического, культурного характера и других вопросов, представляющих взаимный интерес;

- консультации и выработка совместных проектов и программ в области внешней и внутренней политики республики;

- консультации, обмен опытом в области парламентской работы и законодательной деятельности;

- совместная деятельность и работа с осетинской диаспорой ближнего зарубежья;

- содействие развитию обменов и сотрудничеству в области науки, искусства, языка, обычаев, образования, физической культуры, формированию единого информационного пространства.

Предполагалось, что Совет созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания Совета ведут поочередно сопредседатели, они же подписывают протокол. Принимаемые решения должны были носить рекомендательный характер. Правовое, организационное, документальное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Совета должны были аппараты республик.

Вслед за положением было обнародовано Заявление Межпарламентского Совета в котором, выражая волю осетинского народа, руководствуясь решением высших законодательных органов двух республик, в соответствии в нормами Конституций РСО-Алания и РЮО, считая необходимым дальнейшее укрепление этнического, национального и историко-территориального единства определяет в качестве приоритетов деятельности следующее:

- сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры, культурно-исторической и природной среды обитания осетинского народа при правовом равенстве этнических групп в республиках;

- укрепление гражданского общества и развитие парламентаризма на основе соблюдения международных правовых норм и приверженности гуманитарным ценностям;

- объединение усилий сторон с целью развития социально-культурных связей с осетинской диаспорой, укрепление правовых основ сотрудничества с соотечественниками, проживающими на территории государств СНГ и заявляет о неуклонном стремлении всемерно содействовать реализации неотъемного права осетинского народа на свободное определение своей судьбы на основании Международной Хартии прав народов.

В Заявлении содержались пункты о последствиях осетино-грузинского и осетино-ингушского конфликтов, а также о проблеме беженцев.

Как видим, намерения были самые серьезные и впечатляющие. Казалось, что были учтены все нюансы с учетом особенностей исторического момента. Кроме того, не вызывало сомнения стремление сторон со всей серьезностью подойти к реализации разработанной программы. К тому же было очевидно, что все начинания найдут поддержку самых разных структур и будут одобрены населением обоих Осетии. Поначалу работа пошла бодро, хотя приходилось признать, что понадобятся новые нестандартные подходы к реализации целей задач, использование особого инструментария, способного эффективно и продуктивно решать вопросы. Казалось, что в ходе работы все придет и программы найдут новое наполнение. Но затем пошли сбои, несоблюдение графиков, в общем-то все пошло не так. Но это уже предмет отдельного разговора.

Следует особо отметить крайнюю озабоченность и личную причастность депутатов Парламента РСО-Алания к событиям августа 2008 года. Парламентарии братской республики практически в непрерывном режиме посещали Южную Осетию в индивидуальном порядке и парламентскими группами. Решались вопросы законодательного и гуманитарного порядка, реализовывалась личная инициатива по оказанию помощи мирному населению. Были случаи, когда депутаты Северной Осетии проводили свои выездные мероприятия на территории иной Осетии.

В результате тесного общения депутатских корпусов двух Осетий, было решено подготовить текст нового Соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РСО-Алания и РЮО пятого созыва. А уже парламентарии следующего созыва представили его своим североосетинским коллегам во время встречи двух парламентов во Владикавказе, когда помимо общего мероприятия, прошли контакты на уровне парламентских комитетов. На всех уровнях  была выражена готовность одобрить и подписать Соглашение, но дело затянулось по причине, как говорилось, большего объема работ и консультаций с Москвой. Вслед за этим последовала коронавирусная история, которая сильно сказалась на межпарламентском общении. А вслед за этим еще и началась специальная военная операция на Украине, которая заметно отразилась на деятельности двух парламентов.

Не так давно парламенты двух Осетий возглавили Алан Алборов и Таймураз Тускаев. Одним из первых совместных решений глав двух законодательных органов республик стал вопрос о принятии и подписании Соглашения между Парламентом Республики Северная Осетия – Алания (Российская Федерация) и Республики Южная Осетия о сотрудничестве в законодательной деятельности.

По словам Председателя Парламента РЮО Алана Алборова, большую помощь в этом вопросе оказали первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по делам Сотрудничества независимых государств, европейской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев и депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ Яна Лантратова. «Во время приезда представителей Государственной Думы РФ в ноябре прошлого года в Южную Осетию, мы обратились к ним с просьбой инициировать ускорение согласования Документа в Москве. Рад, что подписание документа состоится. Парламент РСО-Алания принял решение о подписании, на ближайшей сессии аналогичное решение примем и мы, и, думаю, в скором времени документ будет подписан», - заявил А. Алборов.

И здесь следует отметить особую расположенность двух братских структур к проведению совместной работы и реализации совместных проектов. И тут нельзя не обойтись без обращения Председателя Парламента Республики Южная Осетия Алборова к североосетинским коллегам, который носит не только содержательное, но и концептуальное значение, поэтому есть основание передать его полностью. Героизм и братская поддержка депутатов Верховного Совета Северной Осетии, признавших независимость Южной Осетии, навсегда останутся в благодарной памяти нашего народа, сказал председатель парламента РЮО Алан Алборов председателю парламента РСО-Алании Таймуразу Тускаеву в телефонном разговоре, приуроченном к одной из важнейших дат в истории осетинского народа – тридцать лет назад, 6 марта 1993 года, Верховный Совет Северной Осетии проголосовал за принятие постановления о признании Республики Южная Осетия. 
Алан Алборов  попросил Таймураза Тускаева передать на очередной сессии благодарность всем депутатам Верховного Совета Северной Осетии того созыва  от имени Парламента и народа Южной Осетии. 
Решение Верховного Совета Северной Осетии имело большое символическое значение, оно продемонстрировало всему миру единство народа, стремление добиваться восстановления исторической справедливости. Этот политический шаг положил начало политическому признанию Южной Осетии Россией в августе 2008 года.

28 февраля 2023 года Парламент РСО-Алания принял Постановление по данному вопросу и направил его в Парламент РЮО. В нем подчеркнуто, что стороны подходят к принятию этого важного документа исходя из важности значения исторической и культурной общности, взаимного стремления к расширению и укреплению межпарламентских связей, обмену опытом в законотворческой деятельности.

В содержательной части Соглашения подчеркивается важность совершенствования законодательного процесса, качество принимаемых нормативных правовых актов, парламентского контроля в формах обмена законодательными актами и их проектами, методическими и другими материалами, путем проведения конференций, семинаров, встреч и консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, обмен опытом и по вопросам работы сторон.

Особо подчеркнуто, что стороны, развивая межпарламентские связи, содействуют установлению и развитию прямых контактов между депутатами, постоянными комитетами, аппаратами обоих сторон. По мере необходимости будут проводиться совместные парламентские слушания, конференции, семинары. Продолжится информирование друг друга о мероприятиях, проводимых сторонами по вопросам парламентской деятельности, а также создания условий для участия в них заинтересованных представителей сторон.

Нет сомнения, что текст Соглашения о сотрудничестве, одобренный депутатскими корпусами двух Парламентов, ускорит путь к его подписанию, что придает новый импульс межпарламентских отношений во благо нашего народа.