В Парламенте Южной Осетии состоялось заседание Комитета по социальной политике и здравоохранению под руководством председателя Комитета Александра Плиева.
На заседании обсудили лекарственное обеспечение РММЦ и многие другие вопросы, касающиеся здравоохранения.
Как отметил Плиев, поступает много жалоб от людей о нехватке препаратов в «красной зоне».
«Огромное количество обращений идет в парламент, люди говорят, что не хватает определенных препаратов, и многие граждане сами покупают дорогостоящие лекарства. В основном они говорят об отсутствии кровь разжижающих препаратов», - сказал Плиев.
Депутаты задали интересующие их вопросы министру здравоохранения и социального развития. В частности, они интересовались отсутствием, по мнению больных, в больнице препарата клексан.
Депутат Дзамбулат Медоев сказал, что люди жалуются на то, что в больнице им не выдают клексан, и поинтересовался, с чем это связано.
Он также поинтересовался, есть ли проблемы с поставкой препаратов, и есть ли задолженность перед поставщиками.
Также депутаты спросили, хватит ли кислорода больным на случай, если дорогу закроют.
Касательно препарата клексан министр здравоохранения Сослан Наниев пояснил, что этот препарат в больнице есть всегда, но отметил, что он предназначен для тяжелых больных.
«Клексан в количестве 600 упаковок был закуплен, но клексан делается пациентам по показаниям, тем, кто находятся в отделении реанимации, или же близок к тому, чтобы попасть в это отделение. Клексан у нас был и всегда есть. С несильно осложненным течением болезни пациентам дают другие антикоагулянты – гепарин. То есть надо понимать, что есть четкие показания применения того или иного препарата. Клексан - это сильный препарат, он не для всех пациентов», - сказал Наниев.
Министр отметил, что была нехватка конкретного ряда препаратов. Это - гепарин, дексаметазон и т.д., но сейчас в РММЦ они все есть.
Александр Плиев отметил, что, тем не менее, почему-то люди, по их словам, сами закупают клексан.
Наниев попросил обращаться в Минздрав, когда врачи просят их самих закупить препараты, если такие факты еще будут.
«Я несколько раз выступал по телевидению, просил, чтобы, если кого-то просят закупить препараты, он обращался в Минздрав. Я допускаю, что у нас может в течение какого-то периода отсутствовать тот или иной препарат, но если у нас не бывает препарата, но к нам обращались, а такие случаи были, в большинстве случаев мы препараты находили. Мы спрашивали людей, кого просили самим покупать препараты, но никто из них не сказал. Почему, не знаю», - поделился Наниев.
Плиев также отметил, что были случаи, когда в больнице препараты были, но до пациентов они не доходили.
«На каком-то этапе лекарства теряются и порой не доходят до пациента, а тем временем в наличии в РММЦ эти лекарства бывают», - сказал он.
Как заметил министр, выход из этой ситуации в автоматизации лекарственных препаратов.
«На прошлой неделе я был на три дня на территории РФ, где достиг договоренности со спонсорами. Они для Южной Осетии совершенно бесплатно закупят эту программу автоматизации всего процесса, от момента пересечения границы препаратов до потребителя. Программ этих большое множество, они возьмут коробочный вариант и адаптируют его под нас, нам нужно будет лишь докупить некоторое оборудование. До нового года мне обещали эту программу сделать. Стоит она 7-10 миллионов, если бы мы сами покупали, но для нас это бесплатно. У больших организаций есть благотворительные проекты, и я сказал, что одна из главных потребностей Южной Осетии в том, чтобы исправить многолетнюю проблему в плане учета, хранения и распределения лекарственных препаратов. Поэтому нам эту программу подарят, подготовят, передадут, и мы внедрим этот процесс», - поделился Наниев.
По словам Наниева, сейчас ведется бумажный учет лекарственных препаратов, и сложно отследить, если даже лекарства потеряются, а при цифровизации, по его словам, таких проблем уже не будет.
«Сейчас отчетность о препаратах сложно отследить, учет ведется, но он полностью бумажный. Ведутся какие-то журналы, где пишут данные, но эти журналы можно переписать или заменить. Мы сейчас делаем самый примитивный вариант - штампуем препараты, что они принадлежат Минздраву. Эта мера временная, потому что лекарства могут неэффективно использованы», - заметил Наниев.
Министр здравоохранения также рассказал, что в 2020 году деньги на ковидные препараты заложены не были, поэтому эти препараты закупались либо из каких-то других источников методом финансовых перекидок, либо из квартальной закупки этих препаратов.
«Так как определенные препараты стоят дорого, но они нам необходимы, чтобы мы всю эту квартальную закупку не потратили на закупку этих лекарств, потому что потом на другие препараты у нас бы средств не хватило, мы попросили в рассрочку до конца года. Российские поставщики нам в этом отказали, но согласился местный поставщик. То есть мы так подстраховались по этим позициям, и все дорогостоящие препараты у нас были непрерывно», - подчеркнул министр.
Он отметил, что сейчас нехватки в лекарственных препаратах нет, заметив, что в этом есть и заслуга президента республики. Наниев пояснил, что проведена определенная работа и до конца года, включительно за январь, нехватки в препаратах, а также в кислороде не будет.
Наниев заметил, что ситуации, чтобы не хватало кислорода, не было ни разу.
«У нас кислород медицинский, сертифицированный, не технический. Баллоны также заправляются ими. Это удалось сделать путем договоренностей. Кислород у нас всегда в полном объеме», - сказал он.
Депутат Давид Санакоев поинтересовался, если ситуация с коронавирусом будет продолжаться, не задумывался ли Минздрав о закупке более мощной кислородной станции.
Наниев отметил, что просчитал этот вопрос. Тем более, по его словам, поставить новую станцию это не только экономия, но и минимизация любых рисков остаться без кислорода.
Депутат Заза Дриаев поинтересовался, будет ли увеличена численность медперсонала в больнице Ленингорского района.
«До нового года к нам приедут хирург и терапевт. Мы уже договорились предварительно, чтобы они поехали в Ленингор. Кроме этого в Дзаускую больницу до конца года к нам приедет еще один хирург, а позавчера к нам приехали с Донецка детский реаниматолог и детский хирург и сегодня приехал судмедэксперт. До конца года еще приедут специалисты», - заверил министр.
Давид Санакоев поднял тему разницы в зарплатах медсестер и санитарок.
Глава Минздрава отметил, что этот вопрос уже решен.
«Министерством здравоохранения подготовлен проект приказа, с Минфином мы согласовали. Первый вариант - достичь обещанного уровня заработной платы, в частности, врачам до 52 тысяч, какими-то премиями, но этот метод был неэффективный, поэтому рассмотрели разряды. Разряды медсестрам и врачам повысили, то есть меньше зарплату никто получать не станет. С подписанием этого приказа в рамках министерства здравоохранения врачи будут получать 52 тысячи в среднем, а медсестры минимум на 2-3 тысяч больше, чем санитарки, вне зависимости от квалификации. Потому что до этого ситуация была неадекватная, когда главная медсестра получала на три тысяч меньше, чем санитарка», - поделился глава Минздрава.
Кроме того, по словам Наниева, врачи «красной зоны» с 1 ноября станут получать по 425 рублей в час.
«Раньше все врачи, вне зависимости от нагрузки, получали по 125 рублей в час. По факту лечащий врач, тот, который находится в дневное время в «красной зоне», несет больше нагрузку, нежели дежурный врач. Поэтому с 1 числа этого месяца врачи будут получать по 425 рублей в час», - сказал он.
Депутаты поинтересовались и вакциной. Наниев рассказал, что в республику скоро прибудет партия «Спутник-Лайт» и «Спутник-V» в количестве двух тысяч штук.
Депутаты также поинтересовались, почему в республике не выдают к вакцине сертификаты. Глава Минздрава заверил, что работа в этом направлении ведется.