Парламент Южной Осетии в минувшую пятницу планировал уйти на летние каникулы. Перед этим депутаты должны были утвердить нового председателя центральной избирательной комиссии и представить свою квоту в ЦИК. Однако сессия была сорвана – на нее не явилась часть депутатов.
Спикер парламента Алан Тадтаев рассказал в интервью Sputnik, с чем были не согласны его коллеги, как дальше будет развиваться ситуация, и прокомментировал предложение о роспуске седьмого созыва парламента.
– В минувшую пятницу было сорвано заседание сессии парламента, на которой депутаты должны были утвердить главу ЦИК и сформировать новый состав комиссии. Что стало причиной очередного конфликта или недопонимания с оппозиционной частью депутатов, и каковы будут дальнейшие шаги?
– Причиной стало то, что некоторые депутаты, в буквальном смысле, неправильно понимают законы. Группа депутатов считала, что квота от парламента в количестве семи человек должна была пройти в ЦИК уже по представлению фракций или депутатского объединения. Мы не имеем права без голосования утверждать свою квоту в ЦИК. За каждого человека должны проголосовать отдельно. Все депутаты должны высказать свое мнение. После такого демарша, в соцсетях появились обращения ряда депутатов, где они обвиняют фракцию "Единой Осетии" в том, чего не было. Была договоренность, и она касалась того, что каждая фракция и депутатское объединение представляют своего кандидата в комитет, затем это обсуждается на заседании президиума и выносится на сессию. Любое решение, которое принимается в парламенте, должно пройти через эти процедуры.
В том числе решение о том, голосовать за членов ЦИК по списку или каждого в отдельности, должно было быть принято на сессии. Этого не было. Поэтому доводы, что якобы "Единая Осетия" не хочет голосовать за того или иного кандидата в состав ЦИК, безосновательны, потому что мы даже не дошли до голосования и до сих пор не понятно, почему был такой демарш.
Вместе с тем, я еще раз хочу подчеркнуть, что все наши решения принимаются путем голосования.
К примеру, даже членов Общественной палаты мы назначаем, голосуя отдельно по каждой кандидатуре. Так кто нам дал право лишать того или иного депутата выразить свое отношение к каждому кандидату в члены ЦИК. Поэтому мне не понятны действия ряда депутатов, которые ссылаются на какие-то договоренности.
Я не мог давать никаких обещаний депутатскому корпусу в плане того, что мы проголосуем за того или иного кандидата. Это сугубо личное мнение и личная позиция каждого депутата, и он их должен высказать на сессии парламента путем голосования.
– Как вы собираетесь прийти к консенсусу?
– Я думаю, что эти депутаты осознают свою ошибку, незаконность своих действий, вернутся в правовое русло и соберутся на сессию. На ней мы вынесем вопрос о том, как именно голосовать за членов ЦИК – поименно или одним списком. Это право депутатского корпуса.
– Когда планируется вновь вынести эти вопросы на сессию, учитывая, что срок формирования ЦИК ограничен – это должно быть сделано до 15 августа?
– На сегодняшний день дата проведения заседания парламента пока не назначена. Идут консультации. Я думаю, что депутатский корпус должен прийти к единому знаменателю и выйти из данной ситуации. Она не благоприятствует той обстановке, которая есть в республике.
Нам надо формировать ЦИК, принимать поправки в бюджет, касающиеся строительства резервной ЛЭП. Только на предыдущее заседание выносилось девять вопросов, они важны. Мы не имеем права игнорировать свою работу, дискредитировать республику, так что, я думаю, такое понимание придет, и мы вернемся в законное русло и сделаем все так, как положено по закону.
– Эта ситуация выявила еще один пробел в нашем законодательстве – ни в одном из законов, ни в регламенте парламента не прописана конкретная процедура голосования за членов Центризбиркома.
– Я с вами полностью согласен. Мы знаем, что регламент парламента не доработан, он находится в стадии разработки. Мы помним кризис 2020 года, когда бойкотировались заседания парламента. Тогда было дано поручение профильному комитету подготовить регламент в новой редакции, который должен соответствовать всем нормам и не нарушать ни одно законодательство. Там все это будет прописано.
Хочу заметить, что часть оппозиционных депутатов голосовала на президиуме против представленной президентом кандидатуры на пост главы ЦИК. Это их право, никто их в этом не упрекнул. Они голосовали против, значит, посчитали нужным. А почему мы должны ущемлять права других депутатов и не давать им возможность выразить свое мнение.
– В социальных сетях, в том числе и сотрудники парламента, комментировали ситуацию так, что в случае, если новый состав ЦИК не будет утвержден, то выборы президента весной будущего года не состоятся, и глава государства продолжит исполнять свои обязанности еще год. Такой посыл как-то обоснован с правовой точки зрения?
– Я бы посоветовал пользователям социальных сетей больше читать законы, которые действуют у нас в республике. Даже если ЦИК не будет сформирован, у него 16 августа прекращаются полномочия, так и у президента в апреле будущего года истекает срок полномочий. Это все четко отражено в законодательстве. Время, отведенное на президентство, заканчивается по истечении пятилетнего срока. После этого временное исполнение обязанностей президента переходит к главе правительства. Он может руководить страной в течение трех месяцев. Если в течение этого срока ЦИК вновь не будет сформирован, и не будут назначены выборы президента, его обязанности будет исполнять председатель парламента. Чего бы я очень не хотел.
– После срыва заседания сессии вице-спикер парламента Владимир Келехсаев предложил самороспуск парламента. Как вы это можете прокомментировать?
– Это предложение поступило на несостоявшейся сессии, где я его полностью поддержал. Поддержал чисто по-человечески. Там же я объяснил свою позицию. Народ, который нас избрал в парламент, сделал это с надеждой и уверенностью, что мы что-то будем делать для улучшения жизни наших граждан. Но мы видим, что парламент больше времени уделяет созданию таких кризисных ситуаций и ставит палки в колеса любому начинанию руководства.
Да, мы принимаем важные законы. Но мы уже второй раз наблюдаем игнорирование своих обязанностей. И я предложил не создавать трудности населению в виде бойкотирования заседаний, а сесть и работать. Если мы не в состоянии удовлетворять потребности и надежды наших избирателей, то я думаю, было бы логично всему депутатскому корпусу сдать свои мандаты и уйти. Придут люди, которые хотят и будут работать. Это мое убеждение.
Но по закону это нельзя сделать, есть четкая процедура. Я бы все-таки хотел, чтобы мы пришли к какому-то соглашению и направили работу парламента в правовое русло.
Ни одного депутата нельзя упрекнуть в том, что у кого-то меньше патриотизма, или кто-то меньше заботится о народе. Но вместе с тем, мы должны реагировать на необдуманные действия некоторых депутатов, которые иной раз противозаконны. Они должны понимать свою ответственность перед избирателями.
– Как скоро удастся вернуться к нормальной работе парламента?
– Мы будем консультироваться с нашими оппонентами, с теми фракциями и депутатским объединением, которые бойкотируют работу парламента. Думаю, мы придем к общему мнению. Они тоже понимают, что работа парламента важна для республики, особенно, в это время.
Диана Козаева, Sputnik Южная Осетия