Анатолий Бибилов: «Мы будем налаживать контакты не только с Арменией, но и другими республиками бывшего Советского Союза»

В начале мая Председатель Парламента РЮО Анатолий Бибилов находился с визитом в Нагорно-Карабахской Республике, где провел ряд встреч с руководством НКР, а также в качестве наблюдателя принял участие в выборах в Национальное Собрание этой республики. Нынешняя поездка Анатолия Бибилова стала продолжением  активной работы, которую Парламент 6-го созыва проводит по линии расширения межпарламентских связей и укрепления международных позиций РЮО. В силу ряда обстоятельств визит главы югоосетинского парламента вызвал нешуточный международный резонанс, особенно остро отреагировала Грузия. Более подробно об этих и других вопросах в своем интервью рассказал Председатель Парламента РЮО Анатолий Бибилов.

 

Стало доброй традицией, что югоосетинские парламентарии принимают участие в качестве наблюдателей в выборных компаниях Нагорного Карабаха, с которым нас связывают дружественные отношения. В свою очередь, сами карабахцы охотно принимают все наши приглашения. Как прошел Ваш недавний визит в Степанакерт и как вы оценивайте прошедшие выборы в Национальное собрание НКР?

- С Нагорным Карабахом и с другими республиками, начавшими борьбу за самоопределение, у нас с давних пор сложились самые теплые отношения. Нынешняя поездка представителей РЮО в качестве наблюдателей на выборы в парламент Нагорного Карабаха тоже носила дружественный характер.
Увиденное в Нагорном Карабахе и в Армении приятно удивило. Это, прежде всего отношение к нам, к осетинам со стороны жителей НКР и всего армянского народа. Выборы действительно прошли на высоком уровне в соответствии со всеми демократическими стандартами, начиная от явки, организационных вопросов и заканчивая желанием народа определять свою дальнейшую судьбу. Далеко не во всех развитых странах выборы проходят на таком уровне.

В ходе визита состоялись встречи с руководством Нагорно-Карабахской Республики. Каково содержание переговоров и перспективы развития отношений между РЮО и НКР в целом, в том числе касательно межпарламентских связей?

- Перспективы, конечно же, хорошие. Тем более, что у Южной Осетии с Нагорным Карабахом много общего в плане развития и борьбы за независимость. Более того, добровольцы из Осетии принимали участие в обороне Арцаха, многие из них погибли смертью храбрых. Свой вклад в дело отстаивания независимости Южной Осетии внесли и армяне, проживающие  в республике.
На сегодняшний день предстоит работа по укреплению отношений между двумя странами, в том числе через развитие договорно-правовой базы. В этой сфере работы непочатый край. У нас есть чему поучиться у Нагорного Карабаха, также и у них есть, что у нас взять. Укрепление двусторонних отношений в интересах наших государств. С руководством парламента НКР мы договорились проработать возможность подписания межпарламентского соглашения. Весьма полезным будет обмен опытом между парламентами наших стран.
Ваш визит и встреча с председателем Национального Собрания Республики Армения Галустом Саакяном вызвали бурную реакцию со стороны официального Тбилиси. В чем причины подобной реакции и как на этом фоне выглядят заявления со стороны руководства Грузии о готовности к диалогу с Южной Осетии?

- Действительно моя встреча с руководителем законодательного органа Армении вызвала большой резонанс именно в республике Грузия. Ничего удивительного в этом я не вижу. Будучи еще министром по чрезвычайным ситуациям, мы посещали Швейцарию, где нас принимал руководитель международной организации гражданской обороны, тогда была точно такая же реакция со стороны Грузии, такая же истерия посольства и руководителей Грузии.
Мы должны понимать, что любой наш шаг, который направлен на налаживание дружественных отношений с другими государствами  будет вызывать нервную реакцию со стороны официального Тбилиси.
Грузия по-прежнему пытается осуществлять политику изоляции Южной Осетии, как в информационной сфере, так и внешнеполитической и экономической. Я считаю, что эти шаги Грузии, направленные на изоляцию Южной Осетии ни к чему хорошему не приводят. Мы в любом случае будем налаживать контакты не только с Арменией, но и другими республиками бывшего Советского Союза.
Наши действия будут открытыми, мы ни от кого не собираемся прятаться, выстраивая дружеские отношения с теми государствами, которые нам близки по духу, идеологии и по общей истории в прошлом.
Никто не может отменить дружеские отношения между осетинским и армянским народами, которые складывались испокон веков. Армяне и осетины вместе участвовали в исторических процессах, которые определяли развитие Закавказья и Кавказа в целом. Во время нашей встречи с Галустом Саакяном мы, конечно же, поднимали эти вопросы, речь шла о дружбе и взаимопонимании между нашими народами. Будучи в Армении я не мог не навестить наших друзей и не выразить слова соболезнования в связи со 100-летием геноцида армян.
Ни один уважающий себя политик, а тем более относящий себя к друзьям Армении не позволил бы себе не высказать слова соболезнования армянскому народу, что я и сделал.
Реакция со стороны Грузии на геноцид армян немного озадачивает и не только в этом случае. Когда в парламенте Грузии со стороны одного из депутатов прозвучало предложение почтить минутой молчания память жертв геноцида армянского народа, остальная часть депутатского корпуса отреагировала резко отрицательно, не желая портить отношения с Турцией и Азербайджаном. Мы этого не боимся, мы говорим о той правде, которая есть и которую не можем не замечать, потому что осетинский народ сам испытал подобную трагедию. В Южной Осетии прекрасно знают, что такое геноцид, уничтожение народа. Если бы с грузинским народом не дай Бог, когда-то произошло нечто подобное, они бы это лучше понимали.

После развала Советского Союза и провозглашения независимости бывших союзных республики появились «горячие точки», определились территории, которые одно время называли СНГ-2, то есть Союз непризнанных государств, куда входили Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах, поддерживающие друг друга и предпринимающие согласованные шаги по отстаиванию общих интересов. В 2008 году Южная Осетия и Абхазия получили признания со стороны России. С ПМР и НКР ситуация сложнее. Обсуждался ли этот вопрос в ходе встреч в Нагорном Карабахе? Что они намерены предпринимать?

- К этой проблеме они относятся абсолютно спокойно, потому что в первую речь нацелены на развитие своего государства. Конечно же, огромную роль в этом сыграло бы международное признание, но они не падают духом и уверены, что справедливость восторжествует. Я убежден, что народ Карабаха добьется своей цели, стремление и желание народа никто не может остановить, ни артиллерийскими ударами, ни танковыми атаками. Они избрали свой путь развития и достигнут признания со стороны международного сообщества. В то же время для Нагорного Карабаха большое значение имеет помощь и моральная поддержка со стороны Южной Осетии, точно так же как и Абхазии, которые уже являются признанными государствами. Что касается Приднестровья, то у них сегодня гораздо более тяжелое положение, связанное с процессами на Украине. Для сохранения мира в Приднестровье сегодня требуются колоссальные усилия. Возрождение неофашизма на Украине заставляет приднестровцев с тревогой смотреть в будущее. Мне бы очень хотелось, что эти два государства были в ближайшем будущем признаны со стороны международного сообщества. Но сегодня ситуация, которая сложилась вокруг этих государств, обусловлена геополитическими интересами некоторых держав и не обеспечивает безопасного развития.

Армянский народ дал много прославленных полководцев, маршалов, Героев Советского Союза. Как в Нагорном Карабахе готовятся отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне?

- В Нагорном Карабахе будут широко отмечать 70-летие Победы, в частности в Степанакерте будет проведен парад. Армяне гордятся своими земляками, проявившими героизм и мужество на фронтах Великой Отечественной. Своим отношением к памяти о героических предках, бережному отношению к общему прошлому в рамках единого государства -  Советского Союза они похожи на нас.